Стратегия преодоления бедности в России

Стратегия преодоления бедности в России

Стратегия преодоления бедности в России
Стратегия преодоления бедности в России

Бедность — не просто низкий уровень потребления, но и низкое качество жизни. На уровень бедности влияют геополитические причины (экономическая ситуация в стране и т.п.). Так и личные качества отдельно взятого индивида (плохое образование, здоровье и т. п.) (Стратегия преодоления бедности в России).

Бедность, является неотъемлемой частью общества, для снижения численность бедных. Государство имеет возможность регулировать социально-экономические параметры. В части: минимального уровня оплаты труда, налогообложения, различные программы социальной защиты и помощи.

Согласно Конституции Российской Федерации, политика страны направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Где охраняются труд и здоровье граждан, установлен минимальный размер оплаты труда. Имеется государственная программа поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан. Развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Чтобы правильно определить методы борьбы с бедностью, необходимо рассмотреть подробнее причины ее возникновения. Для оценки уровня бедности ООН (ПРООН) разработала два индекса человеческой бедности: для развитых и развивающихся стран.

В развитых странах индекс человеческой бедности (HPI) оценивается по четырем факторам:

— продолжительность жизни (longevity) — доля населения недоживших до 60 лет;

— образование (knowledge) — доля безграмотного взрослого населения;

— уровень дохода (income) — доля населения с доходом ниже, чем 50% от медианы доходов;

— социальное исключение (social exclusion) — измеряется долговременной безработицей.

В развивающихся странах индекс человеческой бедности (HPI) оценивается по  следующим факторам:

— продолжительность жизни (longevity) — доля населения  не дожившая до 40 лет;

— образование (knowledge) — доля безграмотного взрослого населения;

— уровень жизни (standard of living) — рассчитывается как среднее значение следующих трех оценочных показателей: доля населения, не обеспеченная питьевой водой; доля населения, не имеющая доступ к услугам здравоохранения; доля детей в возрасте до 5 лет, испытывающих сильный голод.

Согласно методологии ООН, уровень бедности в России, оценивается по факторам, которые характерны развитым странам.

По данным Росстата средняя продолжительность жизни в России в 2018 г. составила 72,7 года, из них для мужчин — 67,51, для женщин — 77,64.

По уровню образования Россия находится на 32-м месте в мире, что является невысоким показателем. Однако характерно, что доля полностью безграмотного населения в стране составляет всего 0,4%, доля граждан с начальным образованием — 99%, со средним — 89%, высшим — 76%.

В целом по классификации ООН страна попадает в категорию высокого уровня развития образования.

Более сложным представляется оценка уровня доходов населения России.

По состоянию на 2018 г., более 30% населения России необходимо отнести к категории бедных и эта цифра продолжает расти.

По данным Росстата за 2018 г., 50% граждан страны, зарабатывают в месяц менее 34 355 р.

Касаясь проблемы безработицы, можно отметить, что по данным Росстата, в РФ, в сравнении с другими странами мира уровень безработицы относительно низкий и по итогам 2018 года составил всего 4,4% от экономически активного населения.

Анализ индикаторов бедности показывает, что основной проблемой в России является низкий уровень доходов значительной части населения, а не отсутствие рабочих мест.

Пассивный характер программ социальной поддержки способствует росту иждивенческих настроений, с одной стороны, и нежеланию местных властей повышать размер пособий — с другой.

Стратегией по преодоления бедности в части социальной помощи государства является переход от социальных обязательств неопределенному кругу лиц к адресным социальным контрактам.

Условия социального контракта должны основываться на принципе «возможности трудиться», что простимулирует трудоспособных граждан совершенствовать и использовать свой трудовой потенциал. Данные условия могут включать: поиск работы, временное участие в общественных работах, участие в программе реабилитации для граждан с алкогольной зависимостью, участие в программе переподготовки кадров.

Одним из главных приоритетов государства в преодолении бедности является вовлечение экономически активного населения в производительный процесс. В либеральных моделях преодоления бедности данный приоритет является наиболее востребованным, поскольку с социальных позиций обеспечивает бедным не право на доход, а предлагает возможность труда и получения дохода, что ограничивает иждивенческие настроения в обществе.

Для достижения положительного эффекта по преодолению бедности, требуется решить следующие задачи:

1) Во-первых трансформировать политику низкой безработицы к политике эффективной занятости.

2) Во-вторых увеличить долю высококвалифицированных рабочих мест, требующих соответствующего образования и уровня оплаты труда.

3) Усовершенствование трудового законодательства в части повышения его гибкости и адаптивности к реалиям рынка труда.

Современная политика занятости в России, является способом противодействия безработице. Но при этом остается неизменной, низкая производительность труда. Низкий уровень оплаты труда. Формирование и постоянное воспроизводство слоев «бедных работающих за кусок хлеба и воды».

Действующее трудовое законодательство направлено на консервацию действующей структуры занятости.

Мировой опыт показывает, что действенным механизмом борьбы с бедностью является создание и реализация государственных программ поддержки занятости. Еще в годы Великой Депрессии США использовали программы по преодолению бедности путем привлечения безработных на государственные общественные работы. К примеру, строительство инфраструктуры. В настоящее время во многих развитых странах временные государственные общественные работы получили широкое распространение. Однако в России такая форма борьбы с бедностью не получила широкого распространения. С одной стороны, это связано с тем, что предлагаемые общественные работы являются низкооплачиваемыми и низкоквалифицированными формами труда, с другой — такая форма предложения труда вступает в конкуренцию с потоком мигрантов, которые в настоящее время доминируют на этом рынке.

В рамках стратегии преодоления бедности в России должны быть учтены следующие моменты:

  1. Необходимо пересмотреть МРОТ с учетом мировых тенденций. Расчет минимальной заработной платы на основе прожиточного минимума является некорректным и консервирует сложившуюся в стране пропорцию бедных слоев населения. При расчете целесообразно учитывать уровень инфляции, среднюю заработную плату в экономике. Целевым ориентиром минимального уровня заработной платы должны стать 40-50% соотношения МЗП и среднемесячного заработка.
  2. В России требуется пересмотр существующей системы налогообложения. В части подоходного налога, налоговых льгот для граждан и также отдельных налогов, влияющих на благосостояние. Целесообразно введение дифференцированной шкалы подоходного налога. При которой население с минимальным уровнем доходов вообще освобождается от уплаты подоходных налогов. Для обеспечение приемлемых стандартов жизни целесообразно введение налоговых вычетов. Для малоимущих при приобретение недвижимости, оплаты образования на уровне 100%.
  3. Представляется целесообразным обеспечить постепенный переход от системы общей социальной помощи к адресной социальной поддержке бедных слоев населения
  4. Необходимо совершенствование трудового законодательства для обеспечения его адаптивности к реалиям современной экономики. Применение новых форм трудовых отношений. Таких, как срочные трудовые договоры, частичная и удаленная занятость обеспечит более эффективное использование трудовых ресурсов.